17:01

Happy idiot walking on the grass
16.04.2016 в 07:15
Пишет  Тихе:

Учёные из Университета Кейс Вестерн Резерв считают, что конфликт между наукой и религией может иметь свои истоки в особенностях строения и функционирования головного мозга.

Предшествующие исследования в области когнитивной психологии показали: люди, которые верят в сверхъестественного бога или универсального духа, подавляют сети нейронов мозга, участвующие в аналитическом мышлении. Таким образом, учёные предположили, что атеисты в целом разумнее верующих. Вторые, однако, более эмпатичны и просоциальны. Также отмечено, что атеисты могут иметь и специфические отклонения в психике, в том числе и полное отсутствие сочувствия к другим.

читать дальше

URL записи

Небольшая оговорка насчёт "[Верующие], однако, более эмпатичны и просоциальны." Есть статья атеистического учёного, Люка Галена (можно прочитать на английском тут), о его исследованиях групповых факторов против веры, и как они влияют на просоциальность. Краткий пересказ сути. В других исследованиях Гален так же обнаружил что устойчивость взглядов, а не вера или неверие, играют роль в моральной устойчивости и удовлетворении в жизни. То есть, уверенно верующие и уверенно неверующие примерно одинаковы в этих параметрах, тогда как те, кто сомневаются в своих мнениях (агностики или несильно верующие), более склонны быть неудовлетворёнными.

UPD. Нашла оригинал: здесь.Что почти сразу заметила--все их данные идут от самоотчёта, а это не то же самое, что настоящее поведение, и есть исследования, где демонстрируют что религиозные люди обычно видят себя более добрыми, эмпатичными, и так далее, хотя на практике оказывается что это не так. Приду с работы, ещё пороюсь, интересного тут много, но я не уверена что доверяю их выводам. Наука штука нелёгкая, трудно создать хороший эксперимент =)

@темы: System's broken, Citation needed, Paper, paper, people, people

Комментарии
20.04.2016 в 11:48

Все будет хорошо ;)
Очень сложно проводить все эти исследования абстрагируясь, наверно. Тоже доводилось слышать о том, что верующий - это особенность мозга, склонного к мистицизму по совершенно естественными причинам, и что такие люди более эмпатичны.
Мне вообще сложно понять мотивацию верующих. На самом деле истово, ну прямо истово верующих. Каждый ли их хороший поступок - выслуживание перед богом или они поступают хоть иногда хорошо "просто потому что я считаю, что так правильно", не искупая грех и не заслуживая чего-то? Без оглядки, что их похвалят или накажут? Как они вообще себя в мире видят? Ведь в случае исступленной веры, что какое-то всемогущее божество оценивает каждый твой шаг и это кардинальнейше влияет на вечность, ты поступаешь хорошо прежде всего из тех соображений, что неугодность этому божеству навлечет на тебя очень неприятные санкции. В таком случае это не эмпатия, а трезвый расчет. И я даже знаю людей, которые неохотно расстаются с деньгами или скрипя зубами тащатся на какое-нибудь общественное мероприятие, потому что в противном случае "не по-божески", то есть они хотят выглядеть хорошими. Опять-таки не вижу тут никакой эмпатии.
Если же вообразить бога как любимого родителя или карающего судью, то тут мы видим желание заслужить любовь или лютый страх, но когда такое происходит в семьях, вырастают из детей нарциссисты. Очень несчастные и очень эгоистичные. Они все изображают что-то заслуживающее любви их родителя, они испытывают потребность в любви, но они не испытывают влечения сделать кому-то хорошо, чтобы порадовать его и разделить сердечно эту радость. Фактически они всю жизнь выслуживаются перед внутренним строгим родителем - и никогда не заслуживают его любви.
Не знаю, как насчет смысла, но наука массу полезных вещей с разных сторон и с разных дисциплин говорит о том, почему для человека полезно и даже естественно не только холодно "думать головой", но и быть добрым и поступать хорошо по отношению к другим людям; как ему выбрать будущую профессию; как с точки зрения человеческой психологии и педагогики правильно учиться. И так далее.
В любом случае и разумность хороша, и эмпатия, сострадания, социализация хороши. Но я все больше получаю сведений о том, насколько альтруизм естественен, насколько гуманность естественна, и это больше имеет отношения к эволюции, чем к религиозности.
А еще такой момент ,что некоторые люди в атеизм тоже верят. Потому что не могут разобраться во всех его аспектах, обоснуях и т.д. Они просто верят в такое вот устройство мира, но для себя никак не обосновывают это. То есть это тоже что-то вроде неразумной веры.

Все у тебя нормально с русским языком, не переживай. Все понятно.

К слову, у меня есть мегарассудочный на первый взгляд друг, который вербально вообще не умеет выражать эмпатию, но на уровне поступков это всегда более чем очевидно. И очень добрая и милая подруга, которая верит во все на свете, вплоть до привидений и зеленых человечков. Может, эмпатия и вера все же не связаны.
21.04.2016 в 16:41

Happy idiot walking on the grass
Тоже доводилось слышать о том, что верующий - это особенность мозга, склонного к мистицизму по совершенно естественными причинам, и что такие люди более эмпатичны.

Упс, забыла про "Ген Бога", есть генетическая предиспозиция к вере, а точнее, фактор, благодаря которому люди более склонны верить в мистическое и спиритическое. Пошарила на вики, это только догадка, но да, я думаю наверное у некоторых верующих (далеко не всех), есть какие-то физические особенности, которые делают их более склонными к вере. Чувство чего-то грандиозного и сверх-мистического можно вызвать у человека сильным электромагнитом, и бывают случаи при припадках у эпилептиков, но это уже другой разговор =)

Мне вообще сложно понять мотивацию верующих. На самом деле истово, ну прямо истово верующих. Каждый ли их хороший поступок - выслуживание перед богом или они поступают хоть иногда хорошо "просто потому что я считаю, что так правильно", не искупая грех и не заслуживая чего-то? Без оглядки, что их похвалят или накажут? Как они вообще себя в мире видят?

Мне кажется многие истинно верующие не задаются этим вопросом. Религия учит узкому мышлению, что ответы надо искать у Бога и все сомнения от Дьявола, так что многие эти мысли подавляют, имхо. Те, кто серьёзно задумывается о религии и своих мотивациях в этих рамках, мне кажется рано или поздно приходит в неверие, или по крайней мере в деизм (вера в единого создателя, который не вмешивается в людские жизни). Плюс, есть же масса разных вер и путей в Рай--кто-то верит что это поступки, кто-то думает что надо лишь верить или принять Христа, кто-то верит что все избранные в Рай были избраны заранее, и ничто этого изменить не может. Меня пугают те, кто говорит что-то вроде "Без божеских законов, всё было бы в хаосе", как будто единственное, что удерживает их от преступлений вроде насилия или убийства, это слова в специальной книге -_-

Если же вообразить бога как любимого родителя или карающего судью, то тут мы видим желание заслужить любовь или лютый страх, но когда такое происходит в семьях, вырастают из детей нарциссисты.

По этой теме тоже есть всякое интересное, в книге "Вера безотцовщины" (Faith of the Fatherless) , пытаются показать что те, у кого были плохие отношения с отцами, в конце концов приходят к атеизму. Но книга полна догадок, которые никак не поддерживаются более широкими исследованиями, и далеко не все атеисты в конфликте со своими отцами, и далеко не у всех верующих хорошие отношения. Но что-то в фигуре бога как отца есть, даже если это только высший авторитет, которого можно слушаться без особых усилий разума.

Но я все больше получаю сведений о том, насколько альтруизм естественен, насколько гуманность естественна, и это больше имеет отношения к эволюции, чем к религиозности.

:hlop::hlop::hlop: Именно! Наши социальные отношения и основы наших моралей можно проследить через социальную эволюцию, и я считаю это здорово. Мы можем понять не только друг друга, но и других социальных существ =)


А еще такой момент ,что некоторые люди в атеизм тоже верят. Потому что не могут разобраться во всех его аспектах, обоснуях и т.д. Они просто верят в такое вот устройство мира, но для себя никак не обосновывают это. То есть это тоже что-то вроде неразумной веры.

Ага, бывает. По мне, так лучше хорошо обоснованное мировоззрение (даже если в него входит бог или создатель), чем слепая вера во что-то. К такой не приходят сами, кто-то должен уговорить =)